ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Определённый процент детей рождается с такими психофизиологическими нарушениями, которые лишают ребёнка нормальной возможности
овладения родным языком, что делает их социально и психологически одинокими.
- Традиционно отсутствие речи объясняли грубой интеллектуальной недостаточностью, детей признавали необучаемыми
и помещали в специализированные закрытые учреждения. В настоящее время всё больше детей остаются воспитываться в своих семьях,
но семьи эти нуждаются в квалифицированной помощи узких специалистов: коррекционных педагогов, специальных психологов, логопедов.
Поэтому наиболее актуальной оказывается проблема самой примитивной коммуникации, благодаря которой ребёнок мог бы быть понятым кем-то ещё,
кроме матери, которая «понимает» ребёнка на уровне обеспечения его первичных потребностей.
- В нашей работе мы опирались на концепцию Л.С Выготского и его последователей, которые утверждали,
что высшие психические функции строятся на основе использования опосредующих стимулов (знаков) и в силу этого носят опосредованный характер.
Знаковой системой, опосредующей речь, является язык. При этом совершенно не обязательно, чтобы это был естественный язык, - важно,
чтобы это была такая знаковая система, которая могла бы замещать естественный язык функционально. В нашем случае знаковая система является
не только средством формирования речемыслительной деятельности детей с тяжёлыми нарушениями речи, но и характеристикой проявления самой речемыслительной деятельности.
- В нашей стране сложилось определённое понимание содержания и цели логопедической работы, когда основное внимание уделялось
формированию и развитию обычной, преимущественно устной, экспрессивной речи у лиц с разной речевой патологией.
- В зарубежной логопедии развитию неартикулируемых средств общения отводится значительная роль. Особое значение придаётся их развитию у лиц
с анартрией, умственной отсталостью и аутизмом. На наш взгляд использование письменной речи как альтернативного средства общения имеет ряд преимуществ.
Если естественное развитие речи блокировано какими-либо патологическими процессами, то самое верное, самое естественное разрешение этой ситуации происходит
через обучение больных детей чтению. Любая искусственная система замещающая естественный язык в процессе обучения «проблемных» детей должна служить знаковой
поддержкой процесса развития мышления и одновременно мостиком, который в перспективе позволил бы «неговорящим» детям перейти к коммуникации на обычном языке.
И таким мостиком может стать письменная речь. Владение письменной речью является основой для общения с помощью наборов букв, пишущей машинки и компьютера,
не требует специального обучения людей, общающихся с ребёнком, она проста и понятна всем.. Овладеть чтением и письменной речью ребёнок может не спонтанно,
в отличие от устной речи, а только благодаря специально организованной обучающей среде. Нами была разработана индивидуально-ориентированная обучающая
коррекционно-развивающая программа, предназначенная для организации психологической помощи детям с тяжёлыми нарушениями речи в формировании
коммуникативных навыков посредством такой универсальной системы общения, как письменная речь, для обеспечения знаковой поддержки речемыслительной
деятельности неговорящих детей и подготовки данной категории детей к дальнейшему обучению в образовательных учреждениях. Программа адресована
детям от 3-х лет и старше с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР I уровня) - детям и лицам с ДЦП, РДА, синдромом Дауна, лёгкой степенью умственной отсталости.
По нашей программе смогут работать все заинтересованные специалисты, имеющие опыт работы с детьми со сложными нарушениями.
- Наша коррекционная программа построена на обучении детей грамоте. Первым направлением коррекционной работы в нашей программе
является методика обучения глобальному чтению. Обучение проводится по разработанному нами альбому, в котором на каждой странице представлена изучаемая буква,
изображения предметов, начинающихся с этой буквы. Под каждым изображением расположена крупная чёткая надпись с выделением первой буквы красным цветом.
Помимо альбома изготавливаются карточки с надписями, аналогичными надписям в альбоме. Ребёнок накладывает на страницу альбома надписи, выполненные на
отдельных маленьких карточках, сличая подобные. Параллельно с глобальным чтением необходимо обучать детей чтению полуглобальным и аналитико-синтетическим методом.
Для этого ребёнок накладывает в альбоме лото из прямых и обратных слогов, соответствующих изучаемой букве. На этом этапе ребёнка обучают пользоваться своим умением
читать - составлять слова из слогов и букв, сопоставляя составленное слово с картинкой изображением, имеющим для ребёнка определённый смысл, или отвечая на
нетрудные вопросы при помощи букв разрезной или магнитной азбуки.
- Обучение полному звуковому анализу звучащей речи предполагает формирование умения определять линейную последовательность звуков в составе
слова, местоположение звука (в начале, конце или середине слова), количество звуков в слове. Условное обозначение гласных и согласных (твёрдых и мягких) звуков должно
соответствовать условному обозначению, принятому в 1 классе общеобразовательной школы. Так дети усваивают звуковой и слоговой состав слова, что способствует успешному
овладению чтением, сокращает количество ошибок при общении на буквах магнитной азбуки, а значит, облегчает понимание ребёнка взрослыми.
- Вторым направлением коррекционной работы является расширение знаний об окружающей действительности, активизация познавательной
деятельности ребёнка. Работа в этом направлении ведётся на протяжении всей коррекционной работы, затрагивая всё новые и новые пласты человеческого познания мира.
В данной коррекционной программе сведения об окружающем мире предлагается давать ребёнку в виде изображений на карточках, которые вводятся в коррекционно-развивающий
процесс как лото по разным тематикам. Эту работу также необходимо проводить параллельно с обучением глобальному чтению. Раскладывая лото на начальном этапе
коррекционной работы, ребёнок, с одной стороны, учится работать по инструкции, а с другой стороны, у него появляется возможность продемонстрировать свои знания.
Когда ребёнок активно выполняет задание можно контролировать ход учебного процесса. Работа с предметными картинками лото позволяет формировать основные
логические операции мышления.
- Само обучение чтению не является процессом, заканчивающим развитие «неговорящих» детей. Наоборот, их развитие выходит на совершенно
новый уровень. Овладение письменной речью - это отправная точка их дальнейшего развития. Когда навык чтения и понятийный аппарат ребёнка сформированы,
можно переходить к следующему, второму этапу коррекционной работы - строению внутренней и письменной речи. Он включает в себя работу со словом
(с существительным, глаголом, прилагательным отдельно) и работу с предложением. Формирование внутренней речи «неговорящего» ребёнка происходит при специальном обучении,
которое помогает ему осознать словесный состав речи. Оперируя карточками, ребёнок уже может составить предложение по предложенной сюжетной картинке.
При построении предложений широко используется опора на внешние схемы, идеограммы, т.е. материализацию структуры речевого высказывания.
Графические схемы предложений помогают символизировать предметы и отношения между ними, облегчить усвоение линейной схемы фразы.
В качестве схематических изображений используется общепринятая в школьном образовании система подчёркивания членов предложения.
Постепенно предложения распространяются.
- Третьим этапом коррекционной работы является работа над связной речью. Она заключается в формировании умения осознанно читать
предложения и тексты и самостоятельно составлять рассказы по сюжетным картинкам или серии сюжетных картинок посредством письменной речи.
На этом этапе ребёнок читает текст и отвечает на вопросы при помощи букв магнитной азбуки. Здесь ребёнок впервые понимает, что он может общаться со взрослым в форме
диалога, обучается вопросно-ответной форме речи. Теперь речь письменная психологически будет выполнять главную функцию речи - коммуникативную.
- Обучение ведёт за собой развитие, и обученные таким образом дети оказываются подготовленными к усвоению программы общеобразовательной школы,
что в свою очередь является ступенькой к социализации и интеграции «особого» ребёнка в общество.
-
-
- Телефон: (4872)47-31-01.
- Стартовая страница