КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, ДИАГНОСТИКА РЕАКЦИЙ НА СТРЕСС
И НАРУШЕНИЯ АДАПТАЦИИ.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ТРАВМАТИЧЕСКИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ.
Люди несут в себе многочисленные и болезненные переживания прошлого. Неисцеленные раны могут препятствовать нормальному развитию личности человека,
что будет проявляться в разных сферах жизни, так как создают для травмированного человека ложное представление о мире и своем месте в нем.
Чувства, которые сопровождают травмы и их последствия, могут быть самыми разными: обида, тревога, страх, которые начинают проявляться позднее как чувство неуверенности
в себе, неадекватности, неполноценности; стыд и неконструктивное чувство вины; изоляция, потерянность; чувство бессмысленности жизни, мира в целом.
- Психологическая травма - реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные
эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие. Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие: обман, предательство,
разочарование, несправедливость, насилие, смерть близкого человека, переживания потери, любой кризис, болезнь.
- Когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту,
он становится травматическим и приводит к психологическим и физиологическим "поломкам" в организме. Психологические последствия травматического
стресса разнообразны и выражаются в целом ряде эмоциональных нарушений и соматических жалобах. Эти нарушения могут выражаться в отдельных
симптомах (острого стресса, депрессии, тревоги, соматизации), которые требуют внимательного отношения и квалифицированной помощи.
- Существуют механизмы и проявления стресса, одинаковые для детей и взрослых. Травматический стресс — это переживание особого рода,
результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это «нормальная реакция на ненормальные обстоятельства».
- Во время стресса человек использует проблемно-решающее поведение, успешность которого определяется личностными и
социальными характеристиками: физическими (здоровье, выносливость), социальными (круг знакомых, друзей, родных), психологическими (убеждения, самооценка).
В начале воздействия стрессора наблюдаются переживания ужаса, отчаяния, аффективное сужение сознания, затрудняющее контакт с окружающими, двигательная
заторможенность или бесцельное метание, вегетативные расстройства. Это состояние характеризуется субъективным чувством сужения времени, то есть все
происходит «здесь и сейчас», а прошлого и будущего нет; представление об отсутствии ресурсов для выхода из ситуации и переживание угрозы на уровне смысловых ценностей.
- В Международной классификации психических нарушений, травматический стресс определяется как комплекс реакций, когда травматическое
событие упорно переживается вновь и вновь. Это может происходить в различных формах:
- Повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления.
- Повторяющиеся кошмарные сны о событии.
- Действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы.
- Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем—то, напоминающем (символизирующим) травматическое событие.
- Проблемы со сном (бессонница или прерывистый сон).
- Американский психолог Дж. Ялом предложил рассматривать все психологические проблемы травматического стресса с точки зрения смерти,
свободы, изоляции, бессмысленности. В травматической ситуации эти темы являются абсолютно реальными объектами переживания. Так, смерть предстает перед человеком
в двояком виде. Человек становится свидетелем смерти других людей (знакомых незнакомых, родных, близких) и оказывается перед лицом своей возможной смерти.
- В обычной жизни у человека есть психологические защиты, позволяющие ему существовать бок о бок с мыслью что в один прекрасный момент
для него ничего не будет иметь значения. Создаются эти психологические защиты не сразу. Впервые страх смерти возникает у трехлетнего ребенка: он начинает бояться
засыпать, по многу расспрашивает у родителей, не умрут ли они и т. д. В дальнейшем ребенок создает психологические защиты, выступающие в виде базовых иллюзий.
Их три: иллюзия собственного бессмертия, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира..
- Психологическую травму можно сравнить с занозой. Так же как заноза нарушает поверхностный защищающий слой кожи, так и травма нарушает
целостность психологических защит. Что человек может сделать с занозой? Взяв иголочку, попытаться ее вынуть. Это больно, неприятно и требует определенного мужества.
Поэтому возможен другой путь — попытаться залечить кожный покров, не трогая занозу. Это менее болезненно, но проблема не решается, заноза осталась в теле.
- Та же стратегия применима и к психологической травме. В одном случае человек может проработать травматическое переживание, принять
его, сделав частью своей биографии, и постараться вынести из этого, пусть и печального, опыта личностное знание. Этот путь очень сложен и болезнен, но дает очень
хороший результат. Но если занозу можно вытащить, то с психологической травмой это проделать практически невозможно. Когда-то полученная, она навсегда сохраняется
в памяти, становится фактом жизненного пути. И даже если это произошло так давно, что человек об этом не помнит, все равно остается след эмоционально —
значимых воспоминаний.
- Между тем, получивший травму человек часто пытается сделать с ней то же, что и с занозой — что-то такое, чтобы все было как прежде. Тогда он говорит
себе: "Я стараюсь забыть то, что со мной произошло", "Мне надо взять себя в руки", "Мне надо успокоиться, отвлечься, и тогда все забудется". То есть сделать так, чтобы травма
перестала причинять душевную боль, избавиться от болезненных впечатлений, не меняя ничего в себе.
Осознание травмы является необходимым, но крайне болезненным переживанием, к которому необходимо осторожно подвести человека. Зачастую то, что сам человек считает
особенностями характера, является проявлением защит от болезненных переживаний. Это осознание требует пересмотра и переоценки многого в собственной жизни.
Задача психолога- помочь человеку интегрировать чуждое, неприемлемое, ужасное, то, что с ним случилось, в его представление о себе, восстановить личностную целостность
и контроль за происходящим, то есть найти происшедшему травмирующему событию надлежащее место в общей временной перспективе и личной истории.
-
-
- Телефон: (4872)47-31-01.
- Стартовая страница