Чаусова Ольга Эдуардовна,
педагог-психолог, клинический-психолог "Валеоцентра"
При коррекционно-развивающей работе с детьми в настоящее время психологи часто используют специальную песочницу. Такая работа может называться песочной терапией, юнгианской песочницей, детской песочницей, играми в песок. Различие заключается в используемом специалистом материале - размерах и форме самой песочницы, наличии и составе коллекции специальных фигурок, а также в задачах, которые ставятся перед клиентом и целях психокоррекционной работы.
В книге Ленора Штейнхарда 'Юнгианская песочная психотерапия' во второй главе даётся история и описание песочной терапии.
'История песочной терапии берёт своё начало в 1929 году, когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд (Lowenfeld) впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребёнка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась техника 'построения мира': Другие детские психотерапевты, такие как Мелани Клейн, Анна Фрейд и Дональд Винникот подчёркивали значение игровой деятельности ребёнка в качестве средства невербальной коммуникации. Все они использовали в своей работе миниатюрные игрушки, но не применяли песок.
Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф : Она дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии: Предложенная Юнгом техника 'активного воображения' даёт понять, что внутренний мир человека богат и многообразен, хотя сам человек зачастую этого не осознаёт, и что, создавая условия для проявления фантазии, можно осознать ранее скрытые или подавленные чувства и представления. Подход Кальфф к песочной терапии основан на данных представлениях. Она стремилась создать для своих клиентов 'свободное и защищённое пространство', где те, играя с песочницей, чувствовали себя свободно. Её взгляды базировались на 'высказанной Юнгом основополагающей гипотезе о том, что психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению'. Кальфф отмечала, что её наблюдения за процессом песочной терапии 'подтверждают представления о том, что Самость направляет процесс психического развития, начиная с момента рассуждения'.
Отметим, что песочная терапия основана в недрах детской психиатрии, применение игровых и творческих форм работы через восприятие, воображение, внимание и мышление клиента активизирует 'архетип ребёнка'.
Цель песочной терапии - достижение клиентом исцеления посредством спонтанного творческого самовыражения.
Основная задача песочной терапии - осознание клиентом вытесненного и подавленного материала личного бессознательного, который мешает решению актуальных задач развития.
Манера работы ребёнка в подносе, реализуемые им темы, выбор игрушек и степень взаимодействия с песком и игрушками зависят от возраста ребёнка, его личностных особенностей, степени развития и решаемой проблемы. Именно эти аспекты в первую очередь анализируются психологом в диагностической, развивающей или коррекционной работе.
Игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка. Я использую поднос при работе с детьми от 2-х лет.
От 2-х до 4-х лет. В этом возрасте дети в основном выбирают игрушки, которые могут взаимодействовать с песком - лопаточки, мисочки, ложечки, кисточки, ёмкости с дырочками разного размера, формочки. Манипуляции с песком посредством различных предметов - обязательная первоначальная стадия любого игрового процесса в подносе. Для маленького ребенка важен сам процесс игры и строительства. Присутствуют такие процессы как: закапывание - раскапывание, засыпание-посыпание, насыпание-высыпание, пересыпание. 'Живые' предметы выбираются для передачи эмоций, разыгрывания примитивных, коротких по времени ситуаций без опоры на состояние подноса. Деятельность чаще носит хаотический характер.
Коррекционный и развивающий эффект достигается за счёт пластических свойства самого песка, который способствуют тактильной стимуляции, отреагированию эмоций, в том числе выражению травматического психологического материала. А также за счёт обучающих действий психолога, направленных на развитие разнообразных мелкомоторных движений, увеличение манипулятивных комбинаций с предметами, структуризацию процесса игры (выходу из хаоса) и речевому сопровождению игрового процесса. Размеры и форма подноса для песка могут быть различными. Можно использовать различной формы и цвета тазы, насыпая в них каждый раз разное количество песка. Песок может быть сухим, влажным, мокрым или представлять собой мокрую 'кашицу'. Чем разнообразнее будет материал, тем больше ребёнок будет вовлекаться в игру, тем сильнее будет развивающий и коррекционный эффект.
При необходимости на занятиях могут присутствовать родители.
При работе с детьми от 4 до 10 лет игру с песком уже можно рассматривать как одну из форм символической коммуникации. Основой для коррекционной работы является развитие различных форм игровой деятельности, развитие речи и мышления, появление идентификации ('я как :') и обогащение личного опыта. При организации работы специалист может вводить определённые правила, ограничения, условия, соблюдение которых обязательно для ребёнка. В зависимости от задач занятия процесс построения подноса развиваться как в свободном творчестве (юнгианская песочница), так и с использованием фокусирующих техник, связанных с работой на заданные темы, которые могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой ребёнка (арт-терапевтический подход). Так, при проблемах в детско-родительских отношениях предлагается построение мира в одном подносе совместно ребенком и родителем.
Появление обобщения и символической функции мышления дают ребёнку возможность придумать название своей работы, в котором будет отражаться, как способность ребёнка кратко выражать свои мысли, так и сущность проблемы (через постановку акцентов). Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).
Особенностью работы с детьми в данной возрастной категории можно считать наличие игровой деятельности в процессе построения подноса. Очень часто правило ограничения времени как раз и работает на прекращение процесса игры и 'замораживание' композиции. Работая с названием подноса нужно обращать внимание ребёнка именно на тот момент игры, на который пришлось правило 'стоп' и мотивировать его к тому, что он может и должен управлять процессом таким образом, чтобы задуманное название полностью соответствовало 'картинке' окончания игрового процесса. В некоторых случаях предполагается возможность перестраивания подноса, если при вербализации своего творчества ребёнок теряет логику. Одновременно с этим появление новых идей, мыслей не является основанием для перестраивания (что часто проявляется у детей с гиперактивностью), но может послужить темой для следующего подноса при очередной встрече.
Использование влажного песка даёт клиентам возможность строить трёхмерные композиции:
Работа с детьми данного возраста может проводиться с использованием специального юнгианского подноса (прямоугольный деревянный ящик, определённого размера и цвета, наполненный на 2/3 чистым речным песком и коллекция миниатюрных фигурок, природных материалов, расставленных в шкафах специальным образом с учётом обобщающих категорий предметов). Также для организации игрового процесса подойдут другие песочницы разной формы и цвета с использованием набора игрушек разных категорий.
С 11-12 лет работа детей в подносе во многом похожа на работу взрослых. Песок становится тем фундаментом (психика), на котором проявляются, развёрнутые во времени на сознательном и бессознательном уровнях, картины представлений ребёнка об окружающем мире, его устройстве, трудностях и возможностях их преодоления, масштабах освоенного мира, системе безопасности и т.п.
Песочный ландшафт в подносе символизирует карту ребёнка. На ней обязательно будет изображён его путь, дорога жизни, которую он прокладывает изо дня в день. Это могут быть горы, равнины, пещеры, реки и моря, дороги, леса и т.д. Ландшафт песка покажет, как ребёнок воспринимает свой путь, как он будет его проходить исходя из знаний и опыта на данный конкретный момент его жизни.
Фигурки, выбранные ребёнком и размещённые в подносе, символизируют то, с чем он готов соприкоснуться на сегодняшний день. Из всей коллекции ребёнок выберет, возьмёт в руки и расположит в подносе только те, которые для него актуальны здесь и сейчас.
С помощью песочной терапии происходит:
Показания к песочной терапии:
Противопоказания к использованию песочной терапии.