Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми
распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные
механизмы.
Причины дислексии и дисграфии могут быть органические и функциональные,
биологические и социальные. То есть расстройства чтения и письма могут
быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга,
участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих
систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушения чтения и письма
могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в
ранний период их развития, а так же с неблагоприятными внешними
факторами (неправильная речь окружающих, билингвизм, недостаточность
речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).
Дислексия – частичное нарушение процесса чтения,
проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных
несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе
чтения.
Что бы отдифференцировать дислексию от других нарушений чтения надо
знать, что:
- Ошибки чтения при дислексии являются стойкими и без специальной
коррекционной работы могут сохраняться у ребенка в течении многих
месяцев и лет. Ошибки чтения, закономерно встречающиеся у всех детей
при овладении навыком чтения, не носят стойкого характера и быстро
исчезают по мере перехода от одного этапа овладения навыком чтения к
другому.
- Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.
Это повторяющиеся, типичные ошибки. Этот признак дислексических ошибок
позволяет отдифференцировать дислексии от случайных, вариативных ошибок,
которые могут наблюдаться при утомлении, вследствие невнимательности,
недостаточности процессов контроля при чтении.
- Ошибки чтения при дислексии обусловлены несформированностью
высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме. Этот
признак дислексических ошибок дает возможность отграничить дислексии от
ошибок чтения, которые могут наблюдаться у детей вследствие
педагогической запущенности, неправильной методики обучения (побуквенное
чтение, ленивые дети, дети с нарушениями зрительного анализатора).
Дисграфия - частичное нарушение процесса
письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных
несформированностью ВПФ, участвующих в процессе письма.
Для отграничения дисграфии от других нарушений письма можно выделить
следующие особенности ошибок:
- Ошибки при дисграфии являются стойкими и специфическими, что
позволяет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических»
ошибок, закономерно встречающихся у детей при овладении письмом.
- Дисграфические ошибки связанны с несформированностью высших
психических функций, участвующих а процессе письма, - дифференциации
фонем на слух и в произношении, анализа предложений на слова, слогового
и фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи,
оптико-пространственных функций. Нарушение анализаторных функций так же
могут приводить к нарушениям письма. Но эти нарушения не рассматриваются
как дисграфические. Нарушения письма могут быть связаны с педагогической
запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют
весь процесс письма, но и в этом случае если ошибки не носят
специфического характера, они не рассматриваются как дисграфические.
- Ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонетического
принципа письма, т. е. ошибки наблюдаются в сильной фонетической
позиции, в отличии от ошибок орфографических, которые наблюдаются лишь
в слабой фонетической позиции.